Электрические скутеры становятся уже обычным явлением на улицах украинских городов. Многие люди приобрели уже собственные электрические скутера или пользуются возможностью легкой аренды этих устройств, доступной в больших городах. Подобно городскому велосипеду, электросамокату или автомобилю, электроскутер дает нам возможность передвигаться на собственных условиях, в удобном темпе и по выбранному пути, который не предложат нам общественный транспорт.
Удобство имеет свою цену, и речь не идет о цене аренды скутера. На прошлой неделе поздно вечером в квартире в Познани взорвался аккумулятор электрического скутера. Как обычно в подобных ситуациях, скутер был подключен к зарядному устройству, когда произошло возгорание. Никто не пострадал, жителей многоквартирного дома не пришлось эвакуировать, а небольшой пожар на зарядной станции был быстро потушен. Вероятно, самая большая потеря — это стекло, разбитое давлением.
В данной статье речь пойдет о:
Является возгорание электроскутера единственным случаем?
Это первый взрыв такого масштаба в Польше, но электрические скутеры здесь все еще в новинку. В странах, где эти устройства более распространены, уже зафиксированы десятки случаев взрывов их батарей.
Пожалуй, самым известным является взрыв в Пекине в августе 2018 года, запечатленный на домашней камере наблюдения. В Шанхае в конце января взорвался зарядный скутер, подключенный к проходной офисного здания. Были, к сожалению, и смертельные случаи.
Большинство сообщений о таких авариях поступает из Поднебесной, но не только там электрические скутеры покорили сердца горожан.
Заработок на зарядке скутера
В Сан-Франциско загорелся скутер компании по прокату автомобилей Lime. Здесь риск выше из-за бизнес-модели Lime. Арендаторы платят Lime небольшую сумму за возможность пользоваться скутерами, а Lime платит по $5 людям, которые заряжают скутеры в своих квартирах на ночь. Не осознавая опасности, вместо 5 долларов человек может получить маленькую бомбу. Руководство Lime обнаружило проблему и отозвало автомобили с неисправными батареями.
Стоит также отметить, что количество несчастных случаев такого рода снижается. В Сингапуре (население 5,6 млн человек в 2016 году) в 2017 году их было почти 50, в 2018 году — вдвое меньше.
Закон больших чисел
Взрыв скутеров заставил многих людей задаться вопросом: безопасно ли ездить на них? Поскольку известно, что батареи могут самовозгораться, можем ли мы безопасно использовать устройства, питающиеся от них?
Думаю, да. Учитывая, сколько электромобилей ездит по дорогам украинских городов, одна серьезная авария — это очень маленький шанс поставить под угрозу жизнь людей.
По оценкам Lime, проблема с небезопасными батареями в Сан-Франциско затронула менее 0,01 процента устройств. Это один аккумулятор из более чем 10 000 использованных, и нет никакой гарантии, что дефект приведет к взрыву.
В Польше произошел один серьезный несчастный случай и, возможно, несколько менее опасных. В свою очередь, это могут быть десятки тысяч автомобилей, возможно, даже сотни.
К сожалению, прокатные компании не сообщают размер всех своих электропарков, но в одном городе их может быть даже около тысячи. В Познани компания Lime предоставляет 200 скутеров «по минутам». Продажи также значительны.
В таких масштабах серьезная авария, подобная той, что произошла в Познани, не должна нас обескураживать. Есть и более опасные действия, которые мы совершаем каждый день — например, вождение автомобиля. В 2017 году в авариях с участием автомобилей погиб 2831 человек.
Важно также помнить, что нас окружает множество устройств с аккумуляторами, которые мы часто заряжаем и которые, случается, самовозгораются. Мы неоднократно сообщали о крупных и мелких взрывах аккумуляторов смартфонов. В 2016 году с этим были большие проблемы у Samsung, а также у Apple, Xiaomi и многих других.
Устройства с большими батареями также испытывают подобные проблемы. На форуме любителей всех видов электромобилей мы можем найти много информации о возгораниях батарей в электровелосипедах, скутерах и тому подобном. Дроны и пауэрбанки также отличаются друг от друга. Это не мешает нам пользоваться ими, так что, вероятно, мы не будем прощаться и со скутерами.
Стандарты безопасности применяются везде
Конечно, риск самопроизвольного возгорания аккумулятора различен для разных серий и партий, поэтому стоит обратить внимание на то, отвечает ли приобретаемый или арендуемый электромобиль соответствующим стандартам. В Европе качество электровелосипедов и подобных устройств определяется стандартом EN 15194. Он накладывает, среди прочего, ограничение на мощность двигателя — максимум 250 Вт и напряжение до 48 В. При выборе скутера обязательно проверьте сертификат EN 15194 на литий-ионную батарею. Это повысит вашу безопасность.
Большинство несчастных случаев с батареями электроскутеров происходит во время зарядки, что подводит нас ко второму важному компоненту — зарядному устройству. Зарядное устройство должно быть сертифицировано IEC и иметь защиту от перезарядки батареи, а в идеале система должна также иметь защиту от перегрева (батареи ноутбуков и смартфонов имеют такую защиту).
Для собственной безопасности стоит приобрести более дорогое оборудование, но соответствующее стандартам. Если у нас есть такая возможность, хорошо заряжать скутер в проветриваемом помещении.
В описании взрыва, произошедшего в Познани, нет информации о качестве оборудования, что приводит нас к еще одному фактору риска. Многие люди поддаются искушению «настроить» электрический скутер:
- изменив программное обеспечение,
- увеличив напряжение,
- выполнив другие подобные процедуры, чтобы получить больше мощности.
Хотя это и заманчиво, вы также должны оценить риски и считаться с тем, что оборудование может сломаться, поджечь окружающую среду и нанести вред гонщикам.
Но, возможно, не стоит рисковать ради нескольких дополнительных Ватт.