Да, я знаю. У вас нет аккаунта на TikTok, и вы не знаете, что это такое. Я тоже. Это не меняет того факта, что по популярности домен TikTok.com уже обогнал не только Facebook.com, но и Google.com. И это вызывает много вопросов.
2021 r. не был обычным годом. Мир встал на дыбы, но многое изменилось и в Интернете. До недавнего времени можно было предположить, что, хотя интернет полностью сошел с ума, в нем есть одна константа, а именно Google. В 2021 году мы даже не можем быть уверены в этом, потому что домен Google.com был свергнут TikTok.com.
Это следует из данных, подготовленных компанией Cloudfare. Как и каждый год, этот провайдер показал свой рейтинг самых популярных доменов в мире. Как мы читаем в методологии измерения:
Наш рейтинг доменов по всему миру и странам рассчитывается на основе агрегированных данных Cloudflare о структуре глобального интернет-трафика. Информация о домене предоставляется для всех сайтов, независимо от того, управляется ли сайт клиентом Cloudflare.
До прошлого года все выглядело обыденно. Google, Facebook, Microsoft, Apple, Netflix, Amazon, TikTok, YouTube, Instagram и Twitter. Это была первая десятка в порядке наибольшего посещения сайта. В 2021 году этот список выглядит следующим образом:
- TikTok.com
- Google.com
- Facebook.com
- Microsoft.com
- Apple.com
- Amazon.com
- Netflix.com
- YouTube.com
- Twitter.com
- WhatsApp.com
И это стало странно. Однако это не совпадение, поскольку TikTok занимал первое или второе место весь год, с небольшими спадами в мае и июле.
TikTok номер один, но что это на самом деле означает?
TikTok — одна из самых молодых социальных сетей, ей исполнилось всего 5 лет. Все началось с приложения Douyin, которое китайская компания ByteDance создала в сентябре 2016 года. Ровно через год ByteDance приобрела своего конкурента, популярного на западе, musical.ly, за миллиард долларов. Все это было объединено под названием TikTok и с тех пор развивается с каждым днем. Рост числа пользователей впечатляет:
- 2017 r. — 65 миллионов пользователей,
- 2018 r. — 133 миллиона пользователей,
- 2019 r. — 381 миллион пользователей,
- 2012 r. — 700 миллионов пользователей,
- 2021 r. — более миллиарда пользователей.
Это все еще не так много по сравнению с 2,9 миллиардами пользователей Facebook (в качестве примечания: сегодня активных пользователей Facebook больше, чем людей, живших во всем мире в 1950 году). Однако тенденции очевидны. Facebook как социальная сеть отступает. Новых пользователей мало, а существующие пользователи становятся менее активными. Такой колосс будет жить и здравствовать еще много лет, но пример TikTok показывает, что новые, свежие приложения способны сильно встряхнуть рыночный порядок.
Первый миллиард TikTok упал в рекордные сроки.
В мире действительно мало приложений и сервисов, которые достигли миллиарда пользователей. Вот несколько избранных примеров, а также время, которое потребовалось, чтобы собрать более 1 миллиарда активных пользователей:
- Windows: 26 лет.
- Office: 22 года.
- Google: 12 лет.
- Gmail: 12 лет.
- Facebook: 9 лет.
- YouTube: 8 лет.
- Instagram: 8 лет.
- WhatsApp: 7 лет.
- Android: 6 лет.
- TikTok: 5 лет.
Таким образом, TikTok — это социальная сеть, которая быстрее всех набрали миллиард активных пользователей в месяц.
TikTok принуждает всех игроков к изменениям. Короткие видеоформы — это будущее.
Успех TikTok обусловлен его формой. Приложение довольно необычно тем, что сразу же атакует нас контентом, без необходимости выбирать материал на главной странице. Он очень быстрый и динамичный. Содержание очень короткое и появляется одно за другим.
Продвинутые пользователи TikTok отмечают, что зритель относится к видео совсем иначе, чем на других платформах. Если на Instagram преобладают комментарии, написанные непосредственно автору (например, ты хорошо выглядишь, я с тобой согласен), то на TikTok люди комментируют под материалами, как будто это видео, которым поделился кто-то другой (но она красиво поет, я с ней согласен).
Успех TikTok заставил крупнейших игроков среди социальных сетей быстро внедрить аналогичные решения в свои собственные приложения. Facebook (простите, Meta) сделал ставку на Rolls на Instagram, а Google внедрил Shorts на YouTube. Это верная замена TikTok, но она не совсем работает.
TikTok достиг того уровня, когда он сам создает тренды и вихри. Весь сервис основан на культуре ремиксов, и создатели очень заинтересованы в тиражировании чужих идей. Новые тренды для определенного типа видео появляются и исчезают, и на сайте проводится конкурс на самое интересное использование тренда, например, lipsync. Таких социальных вызовов нет ни на Роллсе, ни на Шорте.
Победа над Google.com — это действительно огромное событие, даже если оно основано только на данных одного провайдера. Если бы я был на месте Google и Facebook, я бы начал очень беспокоиться. Возможно, через 10 лет нынешним гегемонам интернета будет нечего собирать.