TikTok

Да, я знаю. У вас нет аккаунта на TikTok, и вы не знаете, что это такое. Я тоже. Это не меняет того факта, что по популярности домен TikTok.com уже обогнал не только Facebook.com, но и Google.com. И это вызывает много вопросов.

2021 r. не был обычным годом. Мир встал на дыбы, но многое изменилось и в Интернете. До недавнего времени можно было предположить, что, хотя интернет полностью сошел с ума, в нем есть одна константа, а именно Google. В 2021 году мы даже не можем быть уверены в этом, потому что домен Google.com был свергнут TikTok.com.

Это следует из данных, подготовленных компанией Cloudfare. Как и каждый год, этот провайдер показал свой рейтинг самых популярных доменов в мире. Как мы читаем в методологии измерения:

Наш рейтинг доменов по всему миру и странам рассчитывается на основе агрегированных данных Cloudflare о структуре глобального интернет-трафика. Информация о домене предоставляется для всех сайтов, независимо от того, управляется ли сайт клиентом Cloudflare.

До прошлого года все выглядело обыденно. Google, Facebook, Microsoft, Apple, Netflix, Amazon, TikTok, YouTube, Instagram и Twitter. Это была первая десятка в порядке наибольшего посещения сайта. В 2021 году этот список выглядит следующим образом:

  1. TikTok.com
  2. Google.com
  3. Facebook.com
  4. Microsoft.com
  5. Apple.com
  6. Amazon.com
  7. Netflix.com
  8. YouTube.com
  9. Twitter.com
  10. WhatsApp.com

И это стало странно. Однако это не совпадение, поскольку TikTok занимал первое или второе место весь год, с небольшими спадами в мае и июле.

TikTok номер один, но что это на самом деле означает?

TikTok — одна из самых молодых социальных сетей, ей исполнилось всего 5 лет. Все началось с приложения Douyin, которое китайская компания ByteDance создала в сентябре 2016 года. Ровно через год ByteDance приобрела своего конкурента, популярного на западе, musical.ly, за миллиард долларов. Все это было объединено под названием TikTok и с тех пор развивается с каждым днем. Рост числа пользователей впечатляет:

  • 2017 r. — 65 миллионов пользователей,
  • 2018 r. — 133 миллиона пользователей,
  • 2019 r. — 381 миллион пользователей,
  • 2012 r. — 700 миллионов пользователей,
  • 2021 r. — более миллиарда пользователей.

Это все еще не так много по сравнению с 2,9 миллиардами пользователей Facebook (в качестве примечания: сегодня активных пользователей Facebook больше, чем людей, живших во всем мире в 1950 году). Однако тенденции очевидны. Facebook как социальная сеть отступает. Новых пользователей мало, а существующие пользователи становятся менее активными. Такой колосс будет жить и здравствовать еще много лет, но пример TikTok показывает, что новые, свежие приложения способны сильно встряхнуть рыночный порядок.

Первый миллиард TikTok упал в рекордные сроки.

В мире действительно мало приложений и сервисов, которые достигли миллиарда пользователей. Вот несколько избранных примеров, а также время, которое потребовалось, чтобы собрать более 1 миллиарда активных пользователей:

  • Windows: 26 лет.
  • Office: 22 года.
  • Google: 12 лет.
  • Gmail: 12 лет.
  • Facebook: 9 лет.
  • YouTube: 8 лет.
  • Instagram: 8 лет.
  • WhatsApp: 7 лет.
  • Android: 6 лет.
  • TikTok: 5 лет.

Таким образом, TikTok — это социальная сеть, которая быстрее всех набрали миллиард активных пользователей в месяц.

TikTok принуждает всех игроков к изменениям. Короткие видеоформы — это будущее.

Успех TikTok обусловлен его формой. Приложение довольно необычно тем, что сразу же атакует нас контентом, без необходимости выбирать материал на главной странице. Он очень быстрый и динамичный. Содержание очень короткое и появляется одно за другим.

Продвинутые пользователи TikTok отмечают, что зритель относится к видео совсем иначе, чем на других платформах. Если на Instagram преобладают комментарии, написанные непосредственно автору (например, ты хорошо выглядишь, я с тобой согласен), то на TikTok люди комментируют под материалами, как будто это видео, которым поделился кто-то другой (но она красиво поет, я с ней согласен).

Успех TikTok заставил крупнейших игроков среди социальных сетей быстро внедрить аналогичные решения в свои собственные приложения. Facebook (простите, Meta) сделал ставку на Rolls на Instagram, а Google внедрил Shorts на YouTube. Это верная замена TikTok, но она не совсем работает.

TikTok достиг того уровня, когда он сам создает тренды и вихри. Весь сервис основан на культуре ремиксов, и создатели очень заинтересованы в тиражировании чужих идей. Новые тренды для определенного типа видео появляются и исчезают, и на сайте проводится конкурс на самое интересное использование тренда, например, lipsync. Таких социальных вызовов нет ни на Роллсе, ни на Шорте.

Победа над Google.com — это действительно огромное событие, даже если оно основано только на данных одного провайдера. Если бы я был на месте Google и Facebook, я бы начал очень беспокоиться. Возможно, через 10 лет нынешним гегемонам интернета будет нечего собирать.