Аккумулятор — это сердце любого автомобиля. Именно от него зависит, сможет ли ваш автомобиль завестись сегодня утром по дороге на работу или оставит вас в трудной ситуации где-нибудь на обочине. Но даже самые надежные аккумуляторы со временем могут давать сбои и выходить из строя. Конечно, при выборе аккумулятора можно изучить рейтинг АКБ на рынке Украины с сайта https://auto-blog.com.ua/. Такой подход позволит приобрести наиболее надежные устройства, но даже у них могут появляться неисправности во время эксплуатации. Знаете ли вы, какие бывают самые распространенные поломки аккумуляторных батарей и как с ними бороться?
В этой статье мы подробно разберемся с типичными поломками автомобильных аккумуляторов. Узнаем, из-за чего они возникают и какие действия предпринять, чтобы реанимировать аккумулятор или хотя бы продлить ему жизнь. Рассмотрим такие распространенные проблемы как сульфатация, короткое замыкание, переполюсовка и многие другие. А также дадим ценные советы по уходу и профилактике, чтобы ваш аккумулятор прослужил как можно дольше. Так что пристегните ремни и отправляемся в увлекательное путешествие в мир автомобильных аккумуляторов!
В данной статье речь пойдет о:
6 наиболее распространенных причин повреждения автомобильного аккумулятора
Вопреки ожиданиям, автомобильный аккумулятор — это хрупкий компонент, который может быть легко поврежден в результате неправильной эксплуатации. Вот шесть наиболее распространенных причин неисправности автомобильного аккумулятора:
- глубокий разряд;
- отсутствие полного заряда;
- ослабленный аккумулятор;
- грязная и влажная батарея
- перезарядка батареи;
- неправильное хранение батареи.
Глубокий разряд
Глубокий разряд — это состояние, при котором аккумулятор практически лишен тока. Если оставить аккумулятор в состоянии глубокого разряда на длительное время, это непременно приведет к сульфатации элементов и, как следствие, к необратимому повреждению батареи. Наиболее опасно оставлять разряженную батарею на холоде — электролит в ней может замерзнуть и разорвать пластиковый корпус. В таком состоянии батарею уже не спасти. Поэтому разряженную батарею следует снять с автомобиля и подключить к зарядному устройству, дождавшись полной зарядки. Процесс зарядки глубоко разряженной батареи может занять до нескольких часов.
Отсутствие полного заряда
В автомобилях, которые совершают поездки на короткие расстояния, аккумулятор может находиться в состоянии постоянного недозаряда. В такой ситуации происходит быстрое снижение емкости аккумулятора и резкое уменьшение пускового тока — запуск автомобиля с таким аккумулятором в даже слегка морозную погоду может быть очень затруднен.
Ослабленный аккумулятор
Современные аккумуляторы сильно подвержены вибрациям и ударам. Если аккумулятор провисает, двигается и вибрирует во время движения, один из его внутренних элементов может сломаться. Батарея с разбитым элементом теперь пригодна только для утилизации.
Разрушение пластин — серьезная неисправность аккумулятора, часто необратимая. К сожалению, со временем оно практически неизбежно из-за естественного старения и особенностей химических реакций. Однако можно замедлить этот процесс, избегая дополнительных деструктивных воздействий.
Грязная и влажная батарея
Корпус батареи должен оставаться чистым. Если на поверхности корпуса обнаружится влажная грязь, могут возникнуть короткие замыкания, что приведет к быстрой разрядке батареи.
Перезарядка батареи
Этот тип неисправности может возникнуть при неисправном регуляторе напряжения. Такая неисправность может привести к вытеканию активного вещества из элементов и необратимому повреждению батареи. Неисправность легко обнаружить, проверив чистоту электролита в батарее. Примечательно, что на данный вид неисправности не распространяется гарантийная защита.
Неправильное хранение и недостаточное техническое обслуживание батареи
Батарея должна стоять ровно, не должна быть наклонена набок и не должна оставаться в таком положении надолго. Если батарея лежит на боку, электролит может вытечь, если пробки негерметичны.
Недостаточное техническое обслуживание — распространенная причина выхода аккумуляторных батарей из строя. Пластины, решётки и электролит очень чувствительны к загрязнениям и отложениям, возникающим при эксплуатации. Если своевременно их не устранять, эти отложения накапливаются, затрудняя протекание электрохимических процессов.
В результате существенно снижается активная поверхность пластин и эффективность работы аккумулятора. Это может проявляться в быстрой разрядке, невозможности прокрутить стартер или резком падении емкости и напряжения. Кроме того, загрязнения провоцируют процесс сульфатации. А твердые серные отложения ещё больше блокируют электрохимические реакции и разрушают пластины.
Вот почему так важно периодически следить за чистотой корпуса аккумулятора, выводов, проверять уровень жидкости и плотность её электролита. В качестве предупредительных мер можно применять специальные присадки-кондиционеры. Однако полноценная профилактика или ремонт на специализированных СТО значительно эффективнее. Не забывайте проводить техобслуживание — и ваш аккумулятор прослужит в разы дольше!
Виды неисправностей аккумуляторных батарей
К сожалению, даже самые надежные аккумуляторы со временем выходят из строя. Существует несколько распространенных видов их неисправностей. Чтобы вовремя распознать проблему и принять меры, важно знать типичные дефекты. Далее мы подробно разберем самые частые случаи отказов автомобильных батарей. Это поможет не только выявить неисправность на ранней стадии, но и продлить срок службы вашего аккумулятора.
Сульфатация
Сульфатация — один из наиболее распространенных дефектов свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Суть его заключается в образовании на пластинах твёрдых сульфатных кристаллов, препятствующих нормальному току ионов и восстановлению активной массы при заряде.
К основным признакам сульфатации относятся:
- Быстрый саморазряд батареи в состоянии покоя;
- Значительное газовыделение и нагрев в начале заряда, не повышение напряжения;
- Медленное нарастание плотности электролита при заряде;
- Снижение ёмкости и быстрая потеря заряда при эксплуатации.
Последствия сульфатации крайне негативны для аккумулятора. С временем всё больше активной массы блокируется сульфатными отложениями, резко падает ёмкость и увеличивается внутреннее сопротивление. В итоге батарея становится непригодной к эксплуатации. Полностью обратный процесс затруднён, хотя на ранней стадии возможно частичное восстановление специальными методами.
Короткое замыкание
Короткое замыкание в аккумуляторе — опасная неисправность, способная быстро вывести батарею из строя. Оно возникает из-за внутренних дефектов или механических повреждений, приводящих к контакту пластин разной полярности.
Определить наличие замыкания можно по ряду признаков:
- Резкому снижению напряжения батареи при отсоединении нагрузки;
- Быстрому нагреву АКБ во время разряда или заряда;
- Отсутствию изменений плотности электролита при заряде;
- Повышенным токам разряда и саморазряда;
- Высокому напряжению АКБ при малой зарядной ёмкости.
Устранить замыкание в домашних условиях практически невозможно. Иногда помогает полная разборка батареи с удалением короткозамкнутых элементов, заменой сепараторов и электролита. Требуется специальное оборудование и большой опыт подобных работ. Проще и дешевле купить новый аккумулятор.
Переполюсовка
Переполюсовка аккумулятора — очень опасная ситуация, способная привести к выходу из строя как самой батареи, так и подключенных к ней потребителей. Основная угроза в том, что ток пойдет в обратном направлении через диоды выпрямителя и регулятора напряжения. Это приведет к их оплавлению и короткому замыканию с риском пожара. Кроме того, обратный заряд аккумулятора способен его «разрушить изнутри».
Если переполюсовка все же случилась, немедленно отключите батарею. После этого необходимо внимательно осмотреть выпрямитель и регулятор, проверить их работоспособность. Обязательно замените предохранители в цепи заряда.
Сам аккумулятор имеет шанс восстановиться после нескольких циклов контролируемой зарядки и разрядки. Однако полностью исключить скрытые дефекты, способные проявиться после некоторого времени, сложно. Поэтому лучшее решение — установить новую батарею. И конечно, всегда соблюдать полярность! Берегите себя и свое авто.