Закрытие проекта Hyperloop One

Будущее транспорта выглядело как никогда ярким в 2013 году, когда миллиардер-изобретатель Илон Маск опубликовал свой документ с описанием совершенно нового способа передвижения под названием hyperloop. Обещая, что левитирующие капсулы смогут перевозить пассажиров и грузы между городами со скоростью более 700 миль в час, Маск предвидел революцию в сфере коммуникаций. Внезапно поездка между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско могла бы занимать менее 30 минут, а жители Нью-Йорка могли бы за день добраться до Вашингтона. Потенциал был потрясающим.

В последующее десятилетие, когда ограничения существующих транспортных сетей, таких как автомагистрали и железные дороги, становились все более очевидными, началась гонка за создание функциональных гиперлупов. Многочисленные компании бросили свои шляпы на ринг, главной из которых стала Hyperloop One.

Основанная в 2014 году, компания быстро привлекла внимание общественности и инвесторов, собрав сотни миллионов от сторонников, потрясенных возможностью осуществления задуманного. Но на прошлой неделе Hyperloop One шокировала мир транспорта, объявив о своем закрытии в конце года, так и не сумев воплотить свои высокие цели в реальность.

Как такая амбициозная компания, подававшая столько надежд на раннем этапе, потерпела неудачу? Что это значит для будущей жизнеспособности транспорта на основе гиперпетли? И какие уроки эта история может преподнести лидерам, стремящимся к инновациям? В следующих параграфах мы рассмотрим.

Истоки и шумиха вокруг Hyperloop One

Когда в 2013 году Элон Маск опубликовал свою альфа-версию концепции hyperloop, в которой описывались пассажирские капсулы, теоретически способные развивать скорость до 760 миль в час с помощью технологии магнитной левитации, это вызвало волну энтузиазма и спекуляций.

Среди тех, кто был очарован, был Шервин Пишевар, предприниматель, известный своими ранними инвестициями в Uber. Объединившись с бывшим инженером SpaceX Броганом БамБроганом, Пишевар основал Hyperloop One в 2014 году с явной целью работать над воплощением замысла Маска. Названная Пишеваром «пятым видом транспорта», компания быстро привлекла внимание высокопоставленных инвесторов, ошеломленных возможностями изменения мира.

К 2016 году, всего через два года после основания, Hyperloop One уже привлекла более 100 миллионов долларов финансирования. Сюда вошли инвестиции от Sherpa Capital, Formation 8, ZhenFund и таких влиятельных спонсоров, как GE Ventures. Благодаря свободному притоку денежных средств в стартап, базирующийся в Лос-Анджелесе, и связям с некоторыми из ведущих игроков Кремниевой долины, шумиха вокруг потенциала Hyperloop One, способного произвести революцию в перевозке пассажиров и грузов по вакуумным герметичным трубам, стремительно нарастала. Обещалось будущее, в котором поездки из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско будут занимать всего 30 минут — быстрее, чем даже на самых современных коммерческих самолетах. Продолжая привлекать все больше средств, Hyperloop One с нетерпением ждала этого безудержного оптимизма.

Hyperloop One

Неудачи и нереализованное видение

Несмотря на шумиху и инвестиции в Hyperloop One, крупные неудачи постепенно подрывали уверенность в том, что компания действительно сможет выполнить свои грандиозные обещания:

  • Проведя к 2019 году более 400 тестовых испытаний своих прототипов гиперпетли, компания начала не ускоряться, а останавливаться.
  • Задержки, связанные с COVID, еще больше отодвинули сроки, но, тем не менее, в конце 2020 года компания все-таки совершила первую в истории испытательную поездку человека по гиперпетле. Однако за этим быстро последовало разочарование — первая капсула для перевозки пассажиров смогла развить скорость всего 100 миль в час, что даже на одну седьмую меньше первоначально запланированной скорости.
  • Пандемия и выход из состава учредителей также нанесли удар в течение следующих двух лет.
  • Но, возможно, самый большой поворот произошел в 2022 году, когда Hyperloop One объявила, что переключит свое внимание с перевозки людей на транспортировку грузов. Хотя это менее гламурно, глобальный логистический гигант DP World, вероятно, повлиял на это более реалистичное направление, сконцентрированное на грузоперевозках.

Тем не менее, мечта о том, чтобы перевозить людей через штаты и страны со скоростью, сравнимой со скоростью самолета, похоже, окончательно заглохла. Не построив ни одного действующего полномасштабного маршрута и даже близко не приблизившись к мечте Маска о соединении крупных городов за 30 минут, общественность и инвесторы перестали верить в то, что Hyperloop One сможет реализовать свой некогда грандиозный потенциал, способный изменить транспортную систему.

Закрытие проекта Hyperloop One

Компания Hyperloop One, которая за 9 лет своей работы израсходовала около 500 миллионов долларов, недавно объявила о своем закрытии к концу 2023 года. Как сообщает Bloomberg, компания окончательно закроется 31 декабря, что, скорее всего, поставит крест на этой попытке воплотить в жизнь идею Илона Маска о гиперпетлях.

Несмотря на весь привлеченный капитал и прогресс, достигнутый с момента основания в 2014 году, Hyperloop One так и не смогла создать ни одной работающей полномасштабной гиперпетли, ни для пассажиров, ни для грузов. Не выиграв ни одного крупного транспортного контракта и не разработав коммерчески жизнеспособных маршрутов, компания просто не смогла оправдать продолжение своей деятельности.

В то время как Hyperloop One прекращает свою деятельность, глобальная логистическая компания DP World остается у руля после покупки дополнительных акций в 2022 году. Теперь, владея большей частью интеллектуальной собственности и оставшихся активов стартапа, DP World намерена продать всю инфраструктуру и разработанные технологии. Сюда входят около 500 патентов, а также полумильный испытательный трек, построенный за пределами Лас-Вегаса.

Если бренд Hyperloop One умрет в конце года, то мечта о перевозке пассажиров в капсулах через континенты может сохраниться у других предпринимателей или даже транзитных агентств. Но поскольку сам Маск недавно заявил, что туннели являются «гораздо лучшим» вариантом, чем гиперпетли, для высокоскоростных поездок, футуристическое видение может навсегда остаться недосягаемым.

Будущее высокоскоростного транспорта

В то время как Hyperloop One исчезает в небытие, эта неудача ставит более глубокие вопросы о жизнеспособности самой технологии гиперпетли. По состоянию на конец 2023 года в мире не существует ни одной полномасштабной работающей гиперпетли для перевозки пассажиров или грузов. Даже первопроходец Илон Маск, похоже, отошел от дел, превратив свой испытательный тоннель длиной 1,14 мили, который когда-то задумывался как футуристическая транзитная система, в парковку для Tesla, а не в левитирующие капсулы.

Несомненно, инженерные сложности разработки функциональных гиперлупов соответствуют требуемым огромным капиталовложениям. Помимо технических барьеров, также существует проблема рентабельности, поскольку ни одна из реализованных в реальном мире систем пока не демонстрирует финансовой самодостаточности.

После неудачи Hyperloop One эксперты продолжают спорить о том, сможет ли концепция Маска выйти за рамки теоретических разработок и превратиться в практический высокоскоростной транспорт. Страстные верующие по-прежнему утверждают, что сама технология остается жизнеспособной при достаточном количестве ресурсов и итераций. Но скептики все чаще заявляют, что концепция нереальна: слишком много препятствий, противоречащих физике и экономическим реалиям.

Поскольку мир стремится ускорить развитие коммуникаций в условиях изменения климата, определение места hyperloop в устойчивом транзитном будущем остается жизненно важным. Независимо от того, изменят ли новаторы дизайн или переключат внимание на другие передовые системы, такие как разрабатываемый вакуумный поезд на маглеве, мечта о 30-минутном доступе из города в город остается в силе.

Заключение

Неминуемое закрытие Hyperloop One знаменует собой конец пути для одной из самых громких и хорошо финансируемых попыток радикально продвинуть высокоскоростной транспорт в этом веке. Несмотря на миллиарды, потраченные на реализацию этой идеи, компании не удалось преодолеть огромное количество технологических и экономических препятствий, необходимых для создания коммерчески осуществимой системы гиперпетли.

Несмотря на то, что цели Hyperloop One, безусловно, были амбициозными, ее крах подчеркивает огромные сложности, связанные с внедрением инноваций в давно укоренившиеся транзитные отрасли. Устаревшая инфраструктура и финансовые ограничения часто противостоят даже самым смелым попыткам внедрения инноваций.

Тем не менее, пока Hyperloop One исчезает, оживление и исследования в области высокоскоростных путешествий, катализатором которых она стала, могут стать долговременным наследием. По всему миру ученые, инженеры и новаторы увлеклись перспективой запуска капсул по почти безвоздушным трубам со скоростью, не уступающей скорости самолетов. И этот импульс будет и дальше способствовать прогрессу. Будущие компании могут и дальше стремиться развивать достигнутый прогресс, извлекая уроки из этого краха для принятия более разумных технических и бизнес-решений. Оптимизм по поводу превращения поездок по пересеченной местности в минуты, а не в часы, может сохраняться.

Так что, хотя революция гиперпетли по-прежнему откладывается, возможно, самым большим вкладом Hyperloop One стало возрождение веры в то, что следующий большой технологический скачок в транспорте возможен раньше, чем мы могли себе представить.

Материал подготовил Александр Двирный