криптовалюты могут заменить фиатные валюты

Или составить им серьезную конкуренцию. Именно так считают аналитики одной из крупнейших аудиторских фирм Deloitte.

В рамках исследования 2021 Global Blockchain Survey, в котором приняли участие 1280 лидеров финансовой индустрии, государственных чиновников и других экспертов по всему миру, рассматривается роль криптовалют и блокчейна в будущем мировой экономики. В повседневной жизни она функционирует как своего рода «коллективная мудрость».

Сбудется ли пророчество этого года, предсказывающее серьезную перетряску нынешней финансовой индустрии?

Все изменилось, и не только из-за ковида — экспансия всего цифрового, будь то средство обмена или хранения, вызвала сейсмическую дрожь в мире глобальных финансовых услуг. Теперь они должны быстро искать новые пути и бизнес-модели в мире, который будет принадлежать цифровым активам, иначе они тоже могут оказаться на свалке истории

– перефразируем вступление и заключение исследования:
  • 80% респондентов, или 785 руководителей высшего звена из финансовой отрасли и государственных служб, считают, что криптовалюты, стейблкоины и другие цифровые активы будут играть важную роль в их бизнесе в ближайшие 24 месяца.
  • Финтех-компании высказываются еще более однозначно: 96 процентов респондентов считают, что для дальнейшего выживания и роста необходимо активно внедрять криптовалютные технологии.

В отношении возможностей масштабирования публичного блокчейна оптимизм также значительно вырос. 81% респондентов считают, что технология достаточно масштабируема и что она уже получила широкое распространение. Это поразительный поворот по сравнению с тем, что было три года назад, когда большинство руководителей известных компаний отвергали криптовалюты как класс активов.

Конечно, это еще не отражает общей картины настроений в мире финансовых услуг. По сравнению с предыдущими годами, наблюдается довольно единодушное мнение, что компании, игнорирующие публичный блокчейн и цифровые активы, постепенно утратят свои конкурентные преимущества (так считают не менее 73 процентов респондентов).

Но еще более интересным является тот факт, что 76 процентов финансовых руководителей считают, что конец физических денег уже близок, а цифровые активы (во главе с криптовалютами) заменят фиатные валюты в ближайшие пять-десять лет.

Что касается практического воздействия криптоактивов, 44 процента участников считают, что они будут играть роль в оптимизации платежных процессов (например, более быстрый и дешевый перевод ценностей), столько же верят в повышение прозрачности, 41 процент — в повышение надежности, 36 процентов — в снижение рисков, и столько же считают, что криптовалюты и новые цифровые активы сыграют значительную роль в качестве нового источника финансирования.

В последнем вопросе контраст между традиционными финансовыми компаниями и новыми игроками fintech, пожалуй, самый большой. Действительно, 70% молодых фирм верят в цифровые активы как в перспективный источник финансирования, по сравнению с лишь 43% традиционных банков и других финансовых компаний. Только 35% всех респондентов, 37% представителей традиционных финансовых учреждений и 53% руководителей молодых финтех-фирм назвали криптоактивы новым интересным источником дохода.

Хотя на первый взгляд может показаться, что капитаны финансовой индустрии волшебным образом попали под чары некритичного энтузиазма по отношению к миру децентрализованных цифровых активов, это не совсем так. Несмотря на веру в свое будущее, коллективный разум довольно точно определил основные проблемы рождения криптовалютной индустрии.

Риски безопасности являются самым большим препятствием для дальнейшего роста, с чем согласился семьдесят один процент респондентов, за ним следует неопределенность в отношении будущего регулирования сектора. Шестьдесят три процента от общего числа респондентов считают это потенциальной угрозой для развития отрасли.

Проблема заключается не столько в самом регулировании, сколько в преобладающей неопределенности относительно того, какие правила будут применяться в конечном итоге в долгосрочной перспективе. Мир немного проспал в этом отношении, и даже крупнейшие экономики мира (Европейский Союз, Южная Корея, Япония и, совсем недавно, США) только сейчас принимают важные решения в области регулирования.

Шестьдесят два процента респондентов считают проблемой отсутствие финансовой инфраструктуры, а пятьдесят девять процентов считают проблемой конфиденциальность транзакций. Удивительно, но только сорок три процента участников опроса считают проблемой потенциальную самодостаточность криптоактивов или малое количество сценариев их реального практического использования. Аналогичным образом, только сорок семь процентов опрошенных экспертов считают проблемой медленное глобальное внедрение.

Когда речь заходит о роли традиционных финансовых услуг в мире криптоактивов и пиринговой экономики, неудивительно, что доминирующую роль играет хранение цифровых активов (45%), за которым следуют новые платежные каналы (42%) и инвестиционные услуги (41%). Только тридцать девять процентов участников возлагают надежды на токенизацию активов. Столько же участников считают, что их учреждения будут служить воротами в мир децентрализованных финансовых платформ.

Еще меньшее число финансистов считают, что криптоактивы будут задействованы в межбанковском или корпоративном клиринге (38%), виртуальном представлении традиционных финансовых продуктов и услуг (34%) или даже в управлении казначейством или балансом (34%).

Но некоторые ответы, посвященные цифровым валютам центральных банков (CBDC), также интересны. Только 23 процента всех респондентов считают, что они будут играть важную роль в более дешевых и быстрых трансграничных платежах. Только 30 процентов участников (35 процентов из банковского сектора и только 17 процентов из финтех-услуг) также верят или считают важной свою способность более эффективно обеспечивать финансовую поддержку людей, не имеющих доступа к традиционному банковскому счету.

Возможно, наибольший консенсус сложился вокруг способности CBDC защитить транзакционную информацию от сбора данных коммерческими организациями (финтех-компаниями, банками, платежными сервисами и технологическими гигантами). 43 процента всех респондентов назвали это ключевой особенностью.

По материалам исследования Deloitte’s 2021 Blockchain Survey.