диагностика автомобилей

Компьютерная диагностика автомобиля позволяет не только выявить неисправности — она также предлагает ряд других функций. Чем более профессиональный набор для диагностики автомобилей используется, тем больше у него возможностей. Но даже с помощью недорогого и простого в использовании инструментария можно самостоятельно проверить неисправности и рабочие параметры многих компонентов.

Комплекты для диагностики автомобиля — это наборы специализированного оборудования и программного обеспечения, предназначенные для проверки и анализа состояния автомобиля. Они используются для выявления неисправностей и ошибок в работе автомобиля, а также для проведения профилактического технического обслуживания. В некоторых случаях в набор для диагностики входит ноутбук с установленным и настроенным программным обеспечением для диагностики 

Наборы для диагностики автомобиля необходимы для того, чтобы быстро и точно выявить неисправности автомобиля и устранить их в максимально короткие сроки. Это позволяет сократить время и стоимость ремонта автомобиля, а также уменьшить вероятность ошибок и повторных ремонтов.

Оборудование на любой бюджет

Самые простые сканеры, цена на которые стартует от нескольких сотен гривен, позволяют считывать только универсальные коды неисправностей двигателя в автомобилях без подключения к CAN.

Чуть более продвинутые интерфейсы могут быть подключены к компьютеру или смартфону и позволяют автомобилям с сетью CAN не только считывать основные ошибки двигателя, но и просматривать сигналы от датчиков: 

  • температуру, 
  • обороты, 
  • угол дроссельной заслонки, 
  • напряжение лямбда-зонда.

Продвинутые диагностические тестеры, очень часто рассчитанные на работу с ноутбуком, позволяют не только считывать ошибки, но и изменять некоторые заводские настройки.

Необходимые знания

Для тех, кто не имеет опыта в компьютерной диагностике, форма выводимых сообщений может оказаться неожиданной. Маловероятно, что источник неисправности будет указан открыто. Обычно это сообщения типа «давление наддува слишком низкое», что может указывать на неисправный датчик давления, неисправный турбокомпрессор или ослабление хомута шланга интеркулера.

Нередко отображаются только числовые данные — номера ошибок или числовые значения. Неопытный пользователь будет обречен на выполнение основных функций — например, устранение неисправности или сервисный осмотр.

Для полной диагностики требуется опыт. В крайнем случае, можно справиться, введя код ошибки и марку автомобиля в поисковую систему Интернета. Для популярных моделей это эффективный метод.

Какие бывают наборы для диагностики автомобилей?

Диагностические компьютеры можно разделить на несколько групп. 

  • Профессиональные компьютеры или ноутбуки, оснащенные дисплеем. Они подключаются к диагностическим системам автомобиля через разъем OBDII. Такие сканеры имеют предварительно установленное программное обеспечение и управляются с помощью сенсорного дисплея.
  • Диагностический интерфейс, который должен быть соединен с компьютером по кабелю или беспроводным способом. На компьютере установлено специальное программное обеспечение. В этом случае покупатель получает интерфейс и программное обеспечение.

Существуют также более дешевые интерфейсы с разъемом USB, которые через Bluetooth или Wi-Fi подключаются к обычным смартфонам с установленными диагностическими приложениями.

Для чего нужен набор для диагностики автомобилей?

Почти 20 лет автомобили оснащаются системой самодиагностики под названием OBDII. Датчики расположены в электрических системах компонентов автомобиля, которые постоянно контролируют их рабочие параметры. Когда они превышают установленные значения, они регистрируют так называемую «неисправность», и на приборной панели автомобиля загорается соответствующая лампочка, например, Check Engine. 

С помощью диагностических сканеров можно подключиться к системе OBDII автомобиля и считать текущие рабочие параметры основных компонентов — в случае профессионального оборудования со всех электронных модулей автомобиля, в более дешевых изделиях это обычно ограничивается двигателем, возможно, автоматической коробкой передач.

Диагностика автомобиля на практике

Диагностические устройства подключаются к электронным модулям автомобиля через разъем OBD, поэтому первым шагом будет его обнаружение. Интерфейсы с дисплеем также получают питание от этого разъема. Устройство должно быть совместимо с шиной данных, установленной в тестируемом автомобиле. В старых моделях это были установки без сети CAN, в более новых моделях мы имеем протокол CAN, а в более современных автомобилях, например, UDS. Обычно тестеры поддерживают разные системы.

оборудование для диагностики автомобилей

Какие компоненты могут быть проверены

Самые дешевые диагностические приборы и приложения для телефонов в первую очередь проверяют двигатель, иногда в некоторой степени и автоматическую коробку передач. В первую очередь это касается обнаружения неисправностей и их удаления из памяти блока управления или удаления напоминаний об обслуживании. Однако на этом возможности диагностики не заканчиваются.

Для того чтобы проверить работу других компонентов автомобиля, таких как ABS, ESP, система подушек безопасности, кондиционер и т.д., необходимо профессиональное оборудование, которое, в силу своей стоимости, доступно в автомастерских. Также часто проверяются дополнительные компоненты, такие как регулируемая подвеска, ксеноновое освещение или датчики парковки.

Не каждый диагностический компьютер, даже сложный, может работать со всеми автомобилями. Часто в автосервисах необходимо иметь несколько интерфейсов для безошибочной диагностики конкретного автомобиля — универсальные приборы могут вообще не считывать некоторые ошибки.

Популярны следующие решения : 

  • пакет программ  Star Diagnosis 3 и Star Diagnosis 4 для автомобилей Mercedes;
  • программное обеспечение Rheingold ISTA — мощный инструмент в борьбе с неисправностями BMW;
  • автосканер VAS5054 и софт ODIS (Engineering и Service) для автомобилей VAG.

Двигатель

Даже простое и относительно дешевое устройство позволяет выполнить:

  • проверку исправности инжекторов — отображает коррекцию дозировки топлива на цилиндр;
  • проверку системы наддува — считывание давления наддува;
  • контроль фаз распредвала — показывает натяжение ремня ГРМ;
  • контроль работы отдельных систем, например, свечей накаливания;
  • в случае более дорогих устройств существует возможность адаптации модулей, например, после замены деталей.

Ходовая часть

Автосканер может выявить: 

  • неисправности в ABS, ESP, 
  • проблемы с работой  дополнительного электропривода тормозов. 

В автомобилях с системой электроусилителя руля тестер проверит работу датчиков рулевого управления, калибровку всей системы, состояние электроусилителя руля. Ошибки, связанные с системой рулевого управления, часто указывают на послеаварийное прошлое автомобиля. Хорошие тестеры не только выявляют общие неисправности ABS, но и указывают конкретное место неисправности, например, неисправный датчик.

Системы комфорта и другое оборудование

Под зонтичный термин «комфорт» подпадает практически все оборудование автомобиля — от кондиционера, аудиоаппаратуры или управления автоматическим закрыванием окон до работы радио или навигационной системы. Автосканер также можно использовать для проверки состояния ксенонового освещения и датчиков парковки.

  • для активации дополнительных функций (например, задержки выключения света при выключении двигателя) необходимо устройство высокого класса
  • некоторые тестеры имеют возможность запуска самодиагностики панели приборов.

Заключение

Комплекты для диагностики автомобиля — это необходимый инструмент в современных условиях. Они помогают быстро и точно определить причину неисправности, что экономит время и деньги.

В большинстве случаев диагностический компьютер не дает простых ответов на вопросы об источнике неисправности — информация предоставляется в виде кодов или показаний параметров, которые необходимо правильно интерпретировать. Для этого необходимы специальные знания и информация, чтобы сравнить полученные результаты с правильными значениями. Это не всегда можно сделать собственными силами.

Диагностическое оборудование позволит нам определить коды ошибок, хранящиеся в памяти контроллеров, и, в некоторых случаях, удалить их. Очень часто мы также сможем проверить рабочие параметры многих узлов автомобиля в режиме реального времени. При этом базовое оборудование безопасно в использовании — даже неопытный пользователь не в состоянии внести изменения, которые могут привести к неправильной работе проверяемого компонента.