Southwest Airlines объявила о прекращении одной из своих самых узнаваемых услуг — бесплатного провоза багажа. Начиная с 28 мая, авиакомпания будет взимать плату за первый и второй регистрируемый багаж. От этих сборов будут освобождены участники программы лояльности A-List, держатели фирменных кредитных карт и пассажиры, путешествующие по бизнес-тарифам.
Это решение знаменует кардинальный сдвиг в политике компании, которая на протяжении почти 60 лет своего существования предлагала пассажирам бесплатный провоз багажа, даже когда конкуренты начали вводить и увеличивать сборы. Слоган «bags fly free» (багаж летает бесплатно) был зарегистрирован как торговая марка и являлся ключевой частью маркетинговой стратегии Southwest.
Генеральный директор Southwest Боб Джордан ранее сообщал инвесторам, что компания не планирует взимать плату за первые два багажа, подчеркивая, что бесплатный провоз багажа — «важная часть того, что привлекает людей к Southwest». Более того, он отмечал, что взимание платы за багаж имеет не только преимущества в виде дополнительной выручки, но и недостатки, такие как увеличение времени посадки из-за того, что пассажиры больше времени тратят на поиск места в верхних полках для ручной клади.
В данной статье речь пойдет о:
Причины изменения стратегии
Изменение взглядов руководства произошло после того, как Southwest начала продавать билеты через сторонние веб-сайты, такие как Kayak и Google Flights. Компания обнаружила, что пассажиры выбирают авиакомпании прежде всего по цене, независимо от щедрости политики Southwest. Кроме того, найм новых руководителей из других авиакомпаний, которые уже взимают плату за багаж, «дополнительно подтвердил» целесообразность изменений.
«Все эти инициативы новы для Southwest, но они не новы для отрасли. Эти изменения «именно то, что наши сотрудники хотят, чтобы мы сделали».
— сказал Джордан на конференции инвесторов.
Southwest еще не раскрыла, сколько будет стоить регистрируемый багаж. Независимо от цены, это, вероятно, мгновенно повысит прибыльность компании, поскольку у Southwest в два-три раза больше регистрируемого багажа, чем у других авиакомпаний.
Финансовые последствия и реакция рынка
Несмотря на то, что Southwest не взимала плату за первые два регистрируемых багажа, авиакомпания собрала 73 миллиона долларов в виде сборов за багаж в 2023 году и 62 миллиона долларов за первые 9 месяцев 2024 года. Однако это лишь малая часть сборов за багаж, собранных другими авиакомпаниями:
- American Airlines собрала 1,4 миллиарда долларов в 2023 году,
- United Airlines — 1,2 миллиарда долларов,
- Delta Air Lines — 985 миллионов долларов.
Акции Southwest (LUV) выросли более чем на 6% после объявления об изменении политики багажа, что свидетельствует о положительной реакции инвесторов на новую стратегию.
«Хотя это может оттолкнуть некоторых клиентов, другие крупные конкуренты среди авиакомпаний уже взимают плату сегодня. Пока Southwest сохраняет конкурентоспособные цены, мы не предвидим значительной потери клиентов».
— отметил аналитик Edward Jones Джефф Виндау:
Реакция конкурентов
Конкуренты незамедлительно отреагировали на новость. Генеральный директор Delta Эд Бастиан заявил, что решение Southwest взимать плату за багаж может помочь конкурентам.
«Очевидно, что некоторые клиенты выбирали их из-за политики бесплатного провоза багажа. Теперь эти клиенты доступны для привлечения»
— сказал Бастиан.
Генеральный директор United Скотт Кирби также предсказал, что другие авиакомпании, включая United, вероятно, выиграют от решения Southwest, поскольку это было одной из особенностей, которая делала Southwest отличительной, особенно среди пассажиров, ищущих выгодные предложения.
«Это будет хорошо для всех остальных. Это убийство священной коровы. Я считаю это большим делом».
— выразил мнение Скотт Кирби
Масштабная трансформация бизнес-модели
Southwest ввела ряд изменений после того, как Elliott Investment Management приобрела долю в 1,9 миллиарда долларов в авиакомпании в прошлом году. Активный инвестор призвал к изменениям в руководстве и реорганизации операций для повышения прибыльности.
Другие отличительные черты Southwest, которые изменились, включают салон самолета. Скоро будут введены закрепленные места, а также премиальные места, что приведет компанию в соответствие с традиционными перевозчиками. Авиакомпания также запустила ночные рейсы.
Southwest заявила, что клиенты требовали этих изменений. Когда люди переходят от Southwest к конкуренту, компания сообщила, что причина №1, которую называют пассажиры, — это система открытой рассадки. Но изменение также поможет компании взимать с некоторых пассажиров более высокую плату за билеты.
Авиакомпания также изменила способ продажи билетов. Традиционно она продавала их только на сайте Southwest.com, но недавно сообщила, что будет продавать их через Expedia в попытке привлечь больше клиентов.
Southwest также объявила, что в мае начнет продавать билеты «базовой экономии», которые имеют низкую цену, но множество ограничений.
Сокращение штатов и изменения в руководстве
В прошлом месяце Southwest сократила 15% своих корпоративных сотрудников, или 1750 человек — первые массовые увольнения в истории компании. Увольнения сэкономят компании 210 миллионов долларов в этом году и 300 миллионов долларов в 2026 году.
Компания начала год с новым финансовым директором, Томом Докси, который в последнее время был президентом Breeze Airways. Предыдущий финансовый директор Southwest Тэмми Ромо и главный административный директор Линда Разерфорд уйдут со своих должностей в апреле.
Влияние на индустрию и потребителей
Решение Southwest отказаться от бесплатного провоза багажа сигнализирует о важном сдвиге в конкурентной динамике авиаиндустрии США. Этот шаг устраняет одно из ключевых отличий между Southwest и традиционными перевозчиками, потенциально меняя восприятие бренда среди потребителей.
Для пассажиров это означает, что они теперь должны более внимательно сравнивать общую стоимость полета, включая все сборы, при выборе между различными авиакомпаниями. Без преимущества бесплатного багажа Southwest может столкнуться с усилением давления, чтобы конкурировать исключительно по цене билетов или искать другие способы дифференциации своего сервиса.