Вы когда-нибудь задумывались, откуда берется электричество для зарядки вашего электромобиля? Да, конечно, из розетки! Но если посмотреть глубже, то окажется, что существует целый мир стандартов и технологий, обеспечивающих этот кажущийся простым процесс.
Одним из таких стандартов является CHAdeMO – это аббревиатура, которая расшифровывается как «Charge de Move» (что в переводе с французского означает «Зарядка для движения»). Этот стандарт быстрой зарядки постоянным током был разработан в Японии и используется в основном на азиатских электромобилях.
В этой статье мы подробно разберем, что из себя представляет CHAdeMO, на каких машинах он применяется, как происходит процесс зарядки от него и многое другое. Так что, если вы владелец Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV или любого другого азиатского электрокара, эта информация будет для вас очень полезной!
В данной статье речь пойдет о:
Технические характеристики CHAdeMO
Знаете ли вы, что мощность зарядки электромобиля напрямую влияет на то, как быстро вы сможете продолжить свой путь? Давайте разберемся, какие показатели мощности обеспечивает стандарт быстрой зарядки CHAdeMO в разных версиях:
Версия | Характеристики | Описание и скорость зарядки |
---|---|---|
CHAdeMO 1.0 | Напряжение: 500 В Сила тока: 125 А Мощность: 62,5 кВт | Первая версия стандарта позволяет заряжать аккумулятор мощностью до 62,5 кВт. Скорость зарядки: при максимальной мощности зарядки в 62,5 кВт батарею емкостью 30 кВтч можно зарядить примерно за 30 минут. |
CHAdeMO 2.0 | Напряжение: 1000 В Сила тока: 400 А Мощность: 400 кВт | Вторая версия значительно увеличила максимальную мощность до 400 кВт. Скорость зарядки: такая мощность позволяет заряжать современные батареи за 10-15 минут. Например, 80 кВтч за 12 минут. |
CHAdeMO 3.0 | Мощность: до 500 кВт | Последняя на данный момент версия доводит пиковую мощность зарядки до 500 кВт. Это позволит в будущем заряжать мощные батареи емкостью свыше 100 кВтч менее чем за 10 минут. |
Как видно из таблицы, с каждой новой версией стандарт CHAdeMO обеспечивает всё более высокую мощность, что позволяет сокращать время зарядки электромобилей.
Автомобили, поддерживающие CHAdeMO
Стандарт быстрой зарядки CHAdeMO изначально был разработан в Японии, поэтому большинство автомобилей с поддержкой CHAdeMO — это японские модели от компаний Nissan, Mitsubishi, Toyota, Mazda, Honda и Subaru. Флагманом CHAdeMO долгое время был Nissan Leaf первого поколения. На зарядные разъемы CHAdeMO также шли маленький электрокар Mitsubishi i-MiEV и подключаемый гибрид Mitsubishi Outlander. Среди японских моделей с поддержкой CHAdeMO нельзя не отметить популярный Toyota Prius Plug-In.
Японские автомобили:
- Nissan Leaf
- Nissan e-NV200
- Mitsubishi i-MiEV
- Mitsubishi Outlander PHEV
- Toyota Prius Plug-In
- Mazda Demio EV
- Honda Fit EV
- Subaru Stella EV
Наряду с японскими производителями CHAdeMO поддерживают и корейские автомобильные бренды Kia и Hyundai в электромобилях Soul EV и Ioniq Electric соответственно.
Корейские автомобили:
- Kia Soul EV
- Hyundai Ioniq Electric
- Renault Samsung SM3 ZE
Также зарядные разъемы CHAdeMO можно встретить на некоторых европейских (Peugeot iOn, Citroën C-Zero, Mia electric), американских (американская версия Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf первого поколения) и китайских автомобилях.
Китайские автомобили:
- BAIC EC-Series
- Zhidou D2 EV
- Chery eQ
- JAC iEV7S
Европейские автомобили:
- Peugeot iOn
- Citroën C-Zero
- Mia electric
Американские автомобили:
- Mitsubishi i-MiEV (США)
- Nissan Leaf (США)
Как видно, основными производителями автомобилей с поддержкой CHAdeMO являются японские и корейские компании. Однако есть поддержка и у некоторых китайских, европейских и американских моделей.
Как выглядит разъем CHAdeMO
Разъем CHAdeMO имеет довольно узнаваемый и специфический дизайн, отличающий его от других типов зарядных разъемов. В целом он напоминает классическую электрическую вилку, только гораздо более крупных размеров. Сам разъем CHAdeMO выполнен из пластика черного цвета и чаще всего маркируется характерной надписью “CHAdeMO” белого или желтого цвета.
Корпус разъема CHAdeMO довольно объемный, что обусловлено наличием системы жидкостного охлаждения и дополнительной электроники. В самом низу корпуса расположен большой пластиковый рычаг, который используется для фиксации разъема в гнезде электромобиля. Сверху корпус снабжен двумя гибкими кабелями черного цвета с разъемами для подключения плюсового и минусового контактов.
При подсоединении зарядного кабеля CHAdeMO к автомобилю, его разъем вставляется в специальное гнездо, после чего фиксируется с помощью пластикового рычага в нижней части корпуса. Такая конструкция обеспечивает надежное соединение на время зарядки.
Порядок зарядки от CHAdeMO
Для того чтобы зарядить свой электромобиль с помощью стандарта CHAdeMO, необходимо выполнить следующие действия:
- Сначала требуется найти на карте или в мобильном приложении ближайшую к вам зарядную станцию, которая поддерживает разъем CHAdeMO. Обычно такие станции отмечаются специальным логотипом CHAdeMO.
- Затем следует подъехать к выбранной зарядной станции и при необходимости активировать терминал оплаты, используя кредитную карту, мобильное приложение и т.д.
- После активации станции необходимо взять кабель CHAdeMO, который обычно находится на самой зарядной станции, и подсоединить его разъем к специальному гнезду на вашем электромобиле.
- Далее следует зафиксировать разъем CHAdeMO, опустив пластиковый рычаг в нижней его части. Это необходимо для надежного контакта на протяжении всего процесса зарядки.
- После подключения разъема можно запускать процесс зарядки электромобиля, следуя инструкциям на дисплее зарядной станции.
Преимущества и недостатки CHAdeMO
Стандарт быстрой зарядки CHAdeMO, как и любая технология, имеет свои плюсы и минусы. Давайте разберем основные из них, чтобы понимать, в каких ситуациях CHAdeMO покажет себя с лучшей стороны, а где могут возникнуть определенные сложности при использовании. Эта информация поможет вам принимать взвешенные решения при выборе стандарта зарядки для вашего автомобиля.
Преимущества
- Высокая скорость зарядки за счет поддержки мощности от 50 до 500 кВт, что позволяет заправить автомобиль на 50-80% за 15-30 минут.
- Наличие собственных кабелей на зарядных станциях CHAdeMO исключает необходимость возить с собой кабель, достаточно только разъема в автомобиле.
- Стабильная работа и проверенная временем технология, CHAdeMO используется для быстрой зарядки электрокаров уже более 10 лет.
Недостатки
- Меньшее распространение зарядок CHAdeMO по сравнению с конкурирующим стандартом CCS, особенно за пределами Азии.
- Стандарт поддерживает только зарядку постоянным током. Для зарядки переменным током необходим отдельный разъем и кабель.
- Бóльшие габариты и вес разъема и кабеля CHAdeMO по сравнению с другими аналогами.
Таким образом, несмотря на ряд недостатков, CHAdeMO имеет важное преимущество в скорости зарядки, что во многих случаях перевешивает.