История ICQ

В середине 90-х годов мир коммуникаций навсегда изменился благодаря инновационной идее израильских разработчиков. Небольшая команда компании Mirabilis, в которую входили Яир Голдфингер, Сефи Вигисер, Амнон Амир, а также Арик и Йосси Варди, разработала концепцию мгновенного обмена сообщениями между пользователями персональных компьютеров. После 18 месяцев упорной работы в 1996 году мир увидел ICQ – первый мессенджер, название которого представляло собой омофон фразы «I Seek You» (Я ищу тебя).

В отличие от ранее существовавших систем коммуникации, ICQ предложил пользователям принципиально новый подход к общению через интернет. Каждому зарегистрированному участнику присваивался уникальный идентификационный номер (UIN), состоящий из 5-9 цифр. Эти номера быстро стали важной частью онлайн-идентичности пользователей и особенно ценились короткие и легко запоминающиеся комбинации. Некоторые пятизначные UIN продавались за сотни долларов, что породило целый рынок торговли «красивыми номерами».

Революционность ICQ заключалась не только в мгновенной передаче сообщений, но и в возможности поиска собеседников через встроенный каталог пользователей. Платформа позволяла находить людей по никнеймам, UIN или адресам электронной почты, что значительно упрощало расширение круга общения в интернете.

Хронология ключевых событий ICQ

ГодСобытие
1996Создание ICQ компанией Mirabilis после 18 месяцев разработки
1998Приобретение Mirabilis компанией America Online (AOL) за $407 млн
1999Рост аудитории до 40 млн пользователей
2001Достижение отметки в 100 млн пользователей
2005Преодоление рубежа в 500 млн пользователей
2010Продажа ICQ инвестиционному фонду Digital Sky Technologies за $188 млн
2010Вхождение DST в состав Mail.ru Group
2013Сокращение аудитории до 11 млн человек (6,7 млн из России)
2016Mail.ru Group открывает исходный код ICQ на GitHub
2018Отключение протоколов OSCAR, прекращение работы альтернативных клиентов
2020Запуск обновленной версии мессенджера ICQ New с технологиями ИИ
2021Всплеск популярности в Гонконге (рост скачиваний в 35 раз)
2021Ребрендинг Mail.ru Group в VK
2023Последний стабильный релиз ICQ для ПК, удаление приложений из магазинов
2024Окончательное закрытие серверов ICQ после 28 лет существования

Расцвет и технологические инновации

Успех ICQ не остался незамеченным, и уже летом 1998 года американский холдинг America Online (AOL) приобрел Mirabilis за внушительную сумму в 407 миллионов долларов. Это приобретение открыло новую главу в истории мессенджера, поскольку AOL увидел в нем потенциал для охвата молодой технически грамотной аудитории по всему миру.

Рост популярности ICQ в конце 90-х и начале 2000-х годов был по-настоящему впечатляющим. Всего за один год, с 1998 по 1999, аудитория мессенджера выросла с 12 до 40 миллионов пользователей. К 2001 году число учетных записей достигло 100 миллионов, а к 2005 году превысило отметку в 500 миллионов пользователей по всему миру.

Технологически мессенджер постоянно совершенствовался. Изначально сервис не имел шифрования, что делало передачу данных уязвимой, но в версии 99b уже появились первые протоколы защиты информации. Позднее ICQ внедрил сквозное шифрование для голосовых и видеозвонков с использованием протокола ZRTP, что значительно повысило безопасность коммуникаций.

Мессенджер не только обеспечивал текстовое общение, но и стал первопроходцем в интеграции функций голосовой и видеосвязи. С появлением ICQphone сервис расширил свои возможности до поддержки IP-телефонии, что было революционным решением для того времени.

Трансформация под крылом российских компаний

Несмотря на технологические инновации, к концу 2000-х годов ICQ начал терять позиции на фоне роста популярности социальных сетей и новых мессенджеров. В попытке найти новые пути развития для платформы, весной 2010 года AOL продал ICQ инвестиционному фонду Digital Sky Technologies за 188 миллионов долларов. Позднее, в результате реорганизации, DST вошел в состав Mail.ru Group, что укрепило позиции мессенджера на рынках России, Германии, Чехии и Израиля.

На момент приобретения ICQ оставался ведущей службой обмена сообщениями на 16 языках с более чем 32 миллионами активных пользователей ежемесячно. Примечательно, что около 80% аудитории составляли молодые люди в возрасте от 13 до 29 лет, которые проводили в мессенджере более пяти часов в день.

Mail.ru Group предпринимала попытки модернизировать ICQ, в том числе планировала объединение с мессенджером «Агент Mail.ru», однако эти инициативы не были реализованы. В 2013 году аудитория сервиса сократилась до 11 миллионов человек, из которых 6,7 миллиона были российскими пользователями.

Последние попытки возрождения и закат легенды

В апреле 2020 года компания Mail.ru Group, переименованная позднее в VK, представила новую версию мессенджера – ICQ New. Обновленная платформа была разработана с использованием технологий искусственного интеллекта и получила функции быстрых ответов на основе контекста, расшифровки голосовых сообщений, а также возможность проведения аудио- и видеоконференций с участием до 30 человек.

В начале 2021 года мессенджер неожиданно пережил всплеск популярности в Гонконге, где число скачиваний за неделю выросло в 35 раз – с 200 до 7 тысяч. Этот кратковременный интерес был вызван изменением политики конфиденциальности WhatsApp, которое вызвало недовольство многих пользователей.

Несмотря на попытки реанимации проекта, в 2023 году приложения ICQ были удалены из магазинов Play Market и App Store, а владелец мессенджера VK переключил внимание на продвижение собственного продукта «VK Мессенджер». Последний стабильный релиз ICQ для персональных компьютеров состоялся в апреле 2023 года.

Ровно месяц назад, 28 лет спустя после своего создания, легендарный мессенджер ICQ окончательно прекратил существование – серверы были отключены, и возможность авторизации в системе закрыта. Для продолжения общения пользователям было предложено перейти на продукты «VK Мессенджер» и «VK WorkSpace».

Так завершилась история одного из самых влиятельных мессенджеров в истории интернета, который изменил способы онлайн-коммуникации и стал важной частью цифровой культуры целого поколения пользователей.